НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ   

Вернуться к списку материалов раздела

Реморенко И.М.
09. декабря 2005 года

 

Ключевые действия в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» (ПНПО) в расчете до 20 января 2006 года

 

Напомню основные составляющие ПНПО.

 

Первое. Стимулирование образовательных учреждений - вузов и школ, — активно внедряющих инновационные образовательные программы. На реализацию инновационных программ в 2006 году на конкурсной основе получат гранты в размере до 500 млн. руб. не менее 10 вузов и поощрения по 1 млн. руб. 3 тысячи школ.

 

Второе - информатизация образования. Это направление включает: конкурсную закупку на федеральном уровне современных информационных образовательных ресурсов и их размещение на существующих образовательных порталах; поддержку общеобразовательных учреждений-пользователей информационных технологий путем оснащения современными мобильными комплектами компьютерной техники и подключения к сети Интернет. За два года дополнительно к имеющимся получат выход в Интернет 20 тыс. школ. В рамках этого направления в региональные бюджеты поступят федеральные субсидии на закупку и установку компьютерного оборудования.

 

Третье направление - поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи. Ежегодно 2,5 тысячам молодых людей -победителям всероссийских олимпиад и конкурсов будут выделяться именные гранты по 60 тыс. руб.

 

Четвертое. Расширение возможностей получения начального профессионального образования военнослужащими, проходящими военную службу по призыву. В рамках этого направления приоритетного национального проекта «Образование» под руководством Минобороны России за два года в армии будут открыты 100 современных учебных центров.

 

Пятое направление - формирование сети национальных университетов и бизнес-школ. В рамках этого направления при объединении действующих вузов и академических центров будут созданы новые университеты в Южном и Сибирском Федеральном округах. Цель их создания - комплексное кадровое и научное обеспечение перспективного социально-экономического развития названных территорий. Также будут открыты две бизнес-школы мирового уровня в Московском регионе и г. Санкт-Петербурге.

Дорогие коллеги, отрадно, что ровно год назад на заседании Правительства РФ были одобрены приоритетные направления развития образовательной системы РФ. И сейчас мы приступаем к их реализации, имея существенный ресурс для поддержки тех, кто наиболее настроен на изменения в системе образования.

Приоритетный национальный проект «Образование» разработан таким образом, чтобы

- обеспечить системные изменения по основным направлениям развития образования России;

- эффективно содействовать становлению институтов гражданского общества и современного образовательного менеджмента.

Для этого национальный проект предусматривает приоритетную государственную поддержку лидеров - образовательные учреждения и педагогов, чья деятельность наиболее отвечает современным социальным запросам. Выявить таких лидеров позволят открытые и прозрачные конкурсные процедуры с широким участием гражданских институтов.

В итоге должно способствовать открытости системы образования, обеспечению конструктивной общественной заинтересованности в модернизации российской школы.

 

Шестое. Дополнительное вознаграждение за классное руководство. Для осуществления доплат классным руководителям из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации будут направляться ежеквартальные субсидии из расчета 1 тыс. руб. в месяц на полнокомплектные классы, дифференцировано для городской и сельской местности.

 

И седьмое направление - поощрение лучших учителей. Ежегодно путем открытого конкурса и общественной экспертизы в субъектах Российской Федерации будут выбираться по 10 тыс. лучших учителей. Победители региональных конкурсов получат премии Президента России размером по 100 тыс. руб.

 

На сегодняшнем совещании мы подробно остановимся на поддержке школ, учителей, талантливой молодежи; обсудим вопросы доплат классным руководителям и механизмы информатизации образования.

По каждому из компонентов ПНПО на федеральном уровне разрабатываются первоочередные акты по реализации проекта. Речь идет о постановлениях Правительства Российской Федерации по поддержке инновационных образовательных учреждений, лучших учителей, способной и талантливой молодежи, классных руководителей. Также будут приняты распоряжения об открытии двух бизнес-школ и о создании университетов в Сибирском и Южном федеральном округах. Разрабатываются проекты указов президента Российской Федерации - «О ежегодном поощрении лучших учителей» и «О государственной поддержке способной и талантливой молодежи». К марту 2006 года все названные документы должны быть в установленном порядке внесены в Правительство Российской Федерации.

Работа по обсуждению процедур реализации проекта велась максимально открыто, с привлечением профессионального сообщества и заинтересованных гражданских институтов. Предложения Минобрнауки России в начале октября опубликованы на нашем сайте и в СМИ (газеты Известия, Комсомольская Правда, Учительская, 1сентября и др.). Состоялось большое число встреч, консультаций, до сих пор проходят проектные семинары, круглые столы, развернуты дискуссии в печати и в сети Интернет.

18 октября механизмы участия субъектов Федерации в проекте «Образование» рассматривались на заседании полномочных представителей Президента Российской Федерации. По их инициативе были организованы совещания с представителями органов образования в Центральном, Северо-Западном, Уральском федеральных округах. Запланированы совещания в других федеральных округах. По итогам обсуждений мы получили около 2000 разнообразных предложений. Существенная часть из них исходит непосредственно от профессионального сообщества и касается поддержки классных руководителей.

По итогам общественного обсуждения была изменена логика доплат классным руководителям. Преференции появились у сельских образовательных учреждений, которые объективно имеют меньшую наполняемость, чем городские школы.

Согласно проекту соответствующего постановления Правительства Российской Федерации доплата за воспитательную работу классного руководителя осуществляется в виде субсидий субъектам Федерации из расчета 1000 рублей на полнокомплектный класс.

Классные руководители классов наполняемостью 25 человек в городе и классов наполняемостью свыше 14 человек в сельской местности получат ежемесячно доплату в 1000 руб., а классные руководители в классах с меньшей наполняемостью - в зависимости от числа учащихся в классе. Министерством разрабатываются рекомендации по методике распределения субсидий в регионах.

В постановлении отмечается, что доплата за воспитательную работу классного руководителя из федерального бюджета в рамкахнационального проекта вводится дополнительно к действующим региональным и муниципальным надбавкам. И поэтому органам ' исполнительной власти субъектов Федерации рекомендуется не снижать надбавки за классное руководство, существовавшие ранее.

Аналогичным образом введены квоты по поддержке лучших учителей и школ.

Будут поддержаны по 1 учителю на 1 тыс. сельских школьников и по 1 учителю на 2 тыс. городских. При этом квоты будут уточняться в зависимости от динамики количества учащихся в регионах.

В ходе обсуждения была существенным образом преобразована и общая организационная схема поддержки школ и учителей. Обсуждались три варианта:

- проведение анкетирования;

- отбор на основе комиссий с участием чиновников;

- отбор на основе комиссий с участием представителей общественности.

В итоге был принят был третий вариант.

В каждом регионе основными участниками конкурсной процедуры являются:

1) заявители - общественные организации, органы государственно-общественного управления образовательными учреждениями. Например, по отношению к школам, претендующим на государственную поддержку, заявителями могут выступать совет образовательного учреждения, управляющий или попечительский совет. По отношению к учителям - также методические объединения и профессиональные ассоциации;

2) совет по реализации проекта, который конкретизирует процедуру конкурса на региональном уровне. Решает вопрос о целесообразности создания муниципальных комиссий, выделении квот муниципалитетам и пр.;

3) один или несколько операторов - региональная организационная группа, а также (в зависимости от величины предоставляемых региону квот, реального управленческого потенциала региона), возможно, муниципальные орггруппы, выполняющие технологическое и организационное обслуживание конкурса.

4) эксперты — общественные институты, осуществляющие независимую оценку конкурсных материалов претендентов (профсоюз, попечитли, работодатели, эксперты-научные руководители и т.п.).

Как работает организационный механизм?

1. Сначала организации-заявители направляют заявки в организационную группу.

2. Орггруппа проводит техническую экспертизу заявок по критериям участия.

3. Затем проводится экспертиза заявок с участием экспертных институтов.

4. После чего заявки возвращаются в организационную группу.

5. Заканчивается процедура формированием рейтинга с определением победителей согласно установленной на регион квоте.

При этом на федеральном уровне устанавливаются два типа критериев:

- «критерии участия» по принципу «да/нет» и

- «критерии отбора» победителей - качественные критерии для общественной оценки.

Порядок и критерии подробно описаны в соответствующих положениях. К «критериям участия» в конкурсе школ предлагается, в частности, отнести наличие

- юридического лица,

- самостоятельного баланса,

- органа государственно-общественного управления и др. Среди «критериев отбора» школ:

- демократичность школьного уклада (это касается в первую очередь характера принятия решений, эффективности школьного самоуправления), позитивное отношение родителей, выпускников, местного сообщества, а также

- создание условий для разнообразной внеурочной деятельности и дополнительного образования.

Ключевые «критерии участия» учителей - это:

- первая или высшая квалификационная категория,

- поддержка профессионального и родительского сообщества. «Критерии отбора» учителей включают:

- применение современных образовательных технологий,

- востребованность авторского педагогического опыта, его обобщение ' и распространение учителем.

Схема конкурсного отбора инновационных вузов строится на тех же принципах:

- публичность, открытость и прозрачность конкурсных процедур,

- широкое участие профессионального сообщества и гражданских институтов,

- допуск к конкурсу по критериям участия и общественно-профессиональная экспертиза по критериям отбора.

Среди основных критериев поддержки вузов зафиксированы вовлеченность в программы регионального развития, подготовка специалистов для местной промышленности и бизнеса, причем по перспективным, прорывным направлениям.

В качестве основополагающих показателей при отборе учебных заведений определены:

- наличие в вузе эффективной инновационной инфраструктуры, интегрированной в экономическое пространство региона;

- участие в масштабных проектах. Всякий вуз, претендующий на участие в конкурсе, должен быть своего рода «локомотивом», обеспечивающим институциональные изменения, формирующим новые направления деятельности и новые рынки;

- применение в учебном процессе современных образовательных , технологий, достойное качество учебного процесса, а также система управления вузом, отвечающая современным реалиям;

- активная международная деятельность, участие в программах обмена. Инновационные вузы должны быть активными субъектами миграционной политики, способствовать привлечению учащихся из ближнего и дальнего зарубежья, обеспечивать их адаптацию.

Какой вклад в реализацию ПНПО ожидается от субъектов федерации? Прежде всего необходимо:

- Создать Региональный совет по ПНПО. Возможно, под председательством губернатора, в рамках общего совета по приоритетным национальным проектам с участием уважаемых людей в сфере образования, культуры, бизнеса и т.д.

- Создать региональную организационную группу, выбрать организацию-оператора ПНПО. Средний состав группы - 7-10 человек. В их числе:

  - руководитель и заместитель орггруппы;

  - специалист по внедрению информационных технологий;

  - специалист по финансовым вопросам;

   - специалист по нормативному правовому регулированию;

   - три офис-менеджера.

Среди ближайших задач совета по ПНПО следующие:

1. Доопределить процедуры отбора инновационных школ и учителей, в• том числе решить вопрос о необходимости создания муниципальных комиссий; о деятельности экспертных организаций (их перечень, механизмы вовлечения общественности и пр); о максимальном балле («весе») критериев отбора.

2. Определить перечень общеобразовательных учреждений для поставки компьютеров.

3. Рассмотреть вопрос о доведении средств до их получателей. В частности, конкретизировать методику «доведения денег» до классны: руководителей в предлагаемой логике наполняемости классов.

Среди ближайших задач организационной группы следующие:

1. Вникнуть в содержание работ и установить контакты с федеральным центром (сводная группа министерства и организация - оператор).

2. Оформить собственный сетевой план.

3. Известить муниципалитеты о процедурах отбора школ и учителей, о порядке осуществления доплат классным руководителям.

4. Выставить на сайт информацию о подготовке региона к реализации ПНПО.

5. Создать «офис» орггруппы: кабинет, телефон, факс, электронная почта и пр.

6. Определить делегатов на учебу организационых групп в январе-феврале в количестве 2 человек.

Мониторинг реализации ПНПО включает в себя три основные части:

1. Мониторинг готовности участников к осуществлению проекта. , Необходимо, чтобы все документы были своевременно приняты, а подготовительные мероприятия проведены.

2. Контроль за ходом выполнения процедур реализации проекта. Здесь важно, чтобы все обозначенные ранее обязательства выполнялись в соответствии с подписанными соглашениями и контрактами.

3. Мониторинг основных и промежуточных результатов проекта, который предполагает анализ достижения всех промежуточных и итоговых показателей.

Мониторинг готовности предполагает, прежде всего, анализ подготовки нормативно-правовых документов. В проведении мониторинга будет задействованы контрольно-счетные органы, федеральные инспекторы, • в случае необходимости генеральная прокуратура.

Основной механизм мониторинга хода выполнения процедур проекта -выездные комплексные инспектирования.

В марте-апреле 2006 года будет организован контроль за тем, как проходят конкурсы, осуществляются необходимые выплаты и закупки в 40-50 субъектах РФ.

В ходе инспектирования в каждом конкретном субъекте Федерации будет рассматриваться:

- как действует региональный совет по реализации проекта (кто входит в его состав, как проходят заседания, какие решения принимаются, как обеспечивается контроль за их исполнением);

- какие условия созданы для работы организационной группы при региональном совете, укомплектована ли она квалифицированными специалистами;

- как осуществляется информирование об условиях участия в проекте, ходе его реализации, а также о самих участниках;

- соблюдаются ли утвержденные на федеральном уровне порядок и критерии отбора лучших учителей, инновационных школ, талантливой молодежи;

- какие организации определены в качестве экспертных (важно, чтобы это были действующие, имеющие авторитет в обществе, независимые гражданские объединения, охватывающие различные сферы общественных интересов).

Для повышения эффективности и прозрачности процедур контроля будут использованы информационные технологии. Предполагается, что сайт приоритетного национального проекта «Образование» будет содержать не только еженедельно обновляющуюся информацию о ходе реализации проекта в регионах России, но и позволит обеспечить диалог всех основных участников национального проекта. На сайте будет размещена информациягражданских институтов, участвующих в проекте, опыт работы инновационных образовательных учреждений и лучших учителей. Граждане смогут непосредственно обращаться в федеральный центр по различным вопросам реализации проекта. Это должно стать существенным дополнением к практике опросов и интервью, направленных на выявление мнения общественности о ходе реализации приоритетного национального проекта.

Мы полагаем, что совокупность указанных действий, сочетание процедур жесткого контроля и привлечения общественного внимания к приоритетному национальному проекту «Образование» позволят обеспечить своевременность выполнения задач, поставленных Президентом Российской Федерации. И, в конечном счете, будут способствовать достижению основной цели - «существенному повышению качества жизни граждан России».