НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ   

Вернуться к списку материалов раздела

Материалы выступления
Заместителя Губернатора
С.А.Мартынова
перед Главами органов местного самоуправления

 

О реализации национального приоритетного проекта в сфере образования

 

Национальные проекты в сфере образования, объявленные Президентом РФ в сентябре 2005 года членам Правительства, призваны решать следующие первостепенные задачи:

1 ресурсное обеспечение общеобразовательных учреждений; внедрение современных образовательных технологий и дистанционного обучения;

2 стимулирование инновационных программ общего образования;

3 повышение значимости и качества воспитательной работы в школах;

4 поощрение на конкурсной основе лучших учителей, достигших признаваемого обществом качества профессиональной деятельности;

5 поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи, имеющей выдающиеся показатели в учебе, предпринимательской и другой общественно-значимой деятельности.

Проекты, реализация которых рассчитана на 2 года, могут стать катализатором долгосрочных изменений по основным направлениям развития отрасли, цель которых обеспечение доступного и качественного образования всем гражданам России.

Национальный проект включает 7 направлений:

1) финансирование проектов развития инновационных образовательных учреждений на конкурсной основе в виде грантов в размере 1 млн.рублей. По России выделяются 6 тысяч грантов, во Владимирской области - 25;

2) информатизация образования через создание системы электронных программных средств, соответствующей программно-технической инфраструктуры, а также подключение 39 тыс.школ к Интернету и оснащение 1250 школ компьютерными классами на сумму 3,4 млрд.рублей. Предполагается, что комплект оборудования для образовательных учреждений должен включать рабочее место учителя, от 10 до 15 рабочих мест учеников, мультимедийный проектор, принтер, сканер, вебкамеры (для всех рабочих мест), гарнитур (наушники); это будет мобильный компьютерный класс, объединенный в локальную сеть с помощью современных беспроводных решений, что делает возможным перемещение оборудования из класса в класса. Ориентировочная стоимость такого класса 600 тыс.рублей. За 2006-2007 гг. предполагается оснастить этим оборудованием 2,5 тыс.образовательных учреждений России. Во Владимирскую область мы ждем 100 таких комплектов. Поставка оборудования определяется суммарной численностью обучающихся в дневных общеобразовательных учреждениях, техническим обеспечением школы и возможностями софинансирования региона.

3) государственная поддержка инициативной, способной, талантливой молодежи путем вручения грантов учащимся и студентам, имеющим выдающиеся показатели в учебе, молодым изобретателям и ученым, добившимся успехов в общественно-значимой жизни;

4) развитие системы профессиональной подготовки в армии, открытие 100 профессиональных центров на базе воинских частей;

5) создание на базе уже действующих ВУЗов и академических центров 2 бизнес-школ и 2 новых университетов, где благодаря эффективному размещению и концентрации материальных и кадровых ресурсов удастся реализовать самые современные технологии обучения;

6) повышение значимости и качества воспитательной работы через установление дополнительного вознаграждения за классное руководство в размере 1 тыс.рублей в классе численностью 25 человек в общеобразовательных учреждениях, расположенных в городской местности. 1 тыс.рублей за организацию воспитательной работы в классе численностью 14 и более человек в общеобразовательных учреждениях, находящихся в сельской местности. В классах с меньшей наполняемостью уменьшение размера специальной доплаты за классное руководство производится пропорционально численности обучающихся. Области выделено 72072 тыс.рублей. Всего во Владимирской области получат дополнительную оплату за классное руководство 7137 педагогов;

7) поощрение на конкурсной основе лучших учителей, достигших признаваемого обществом качества профессиональной деятельности (10 тыс.педагогов, из них во Владимирской области 84 человека).

Количество грантов учителям и школам определяется по количеству учащихся в городской и сельской местностях. Проектом постановлений Правительства РФ определены критерии участия в конкурсах. Так, конкурсный отбор общеобразовательных учреждений, активно внедряющих инновационные образовательные программы, осуществляется на основании двух групп критериев: критериев участия и критериев отбора.

Критерии участия: наличие лицензии, аккредитации, финансово-хозяйственная самостоятельность, наличие органа общественного управления, статуса экспериментальной площадки, наличие сайта, локальной сети, Интернета в учебном процессе.

Критерии участия определяются федеральным нормативным актом, обязательны для исполнения.

Критерии отбора могут быть изменены на уровне региона, но обязательными будут такие: отсутствие правонарушений за последние 3 года, позитивное отношение родителей, выпускников и местного сообщества к школе, отсутствие отрицательной динамики состояния здоровья обучающихся, высокое качество результатов обучения и воспитания.

Аналогично должен осуществляться отбор лучших учителей. Критерии участия и отбора являются фиксированными и обязательными.

Учитель должен иметь высшее педобразование, местом работы должна быть общеобразовательная школа, учебная нагрузка составлять не менее одной полной ставки, стаж - не менее 3-х лет, у учителя должна быть высшая квалификационная категория, - его должно поддерживать профессиональное сообщество.

Безусловно, это должен быть учитель, которого отличает динамика учебных достижений обучающихся за последние 3 года, позитивные результаты внеурочной деятельности по предмету. Опыт педагога должен быть обобщен и признан учительским сообществом.

Конкурсный отбор будет осуществляться в 3 этапа.

Первый. Выдвижение может производиться органом государственно-общественного управления общеобразовательного учреждения: Советом школы, Попечительским советом, Управляющим советом, родительским комитетом.

Второй. Документы представляются в муниципальную организационную группу, которая осуществляет техническую экспертизу документов и сотрудничает с независимыми экспертами - гражданскими институтами (ассоциация журнал истов, советы ректоров ВУЗов, руководителей НПО, СПО, другие профессиональные объединения).

С целью проведения конкурсного отбора рекомендуется создать Совет по приоритетному национальному проекту «Образование» на уровне муниципалитета, этот же Совет принимает решение о направлении документов претендентов на грант в регион.

Третий. Документы поступают в региональную организационную группу, где также проводится техническая экспертиза, экспертиза гражданских экспертных институтов, затем выстраивается рейтинговая шкала Претендентов и документы передаются в областной Совет по приоритетному национальному проекту, где в соответствии с квотой, установленной области, на основании рейтинга определяются получатели.

Список победивших в конкурсах утверждается Губернатором и направляется в Федеральное агентство по образованию.

Сегодня область организационно готова к реализации национального проекта «Образование»: создана рабочая группа по реализации приоритетного национального проекта, которую возглавляет заместитель Губернатора, приступила к работе организационная группа департамента образовании, которая должна обеспечить техническое сопровождение проекта, подготовлен сетевой график (план) «Приоритетный национальный проект «Образование»; проводятся региональные семинары с руководителями МОУО, -руководителями областных учреждений, задействованными в техническом обеспечении конкурса.

До настоящего времени ни один официальный документ по реализации национального проекта «Образование» на уровне Федерации не принят. Однако в соответствии с проектом сетевого плана 31.01.2006 г. все нормативные документы - постановления Правительства - должны быть утверждены, а с 16.02.2006 г. необходимо начать работу по конкурсному отбору. До 15.01.2006 г. департамент образования определит квоту на участие в конкурсах по каждой территории.

Успешное выполнение поставленных задач зависит от единства наших действий и системного подхода к выполнению работы всеми ее участниками. , Что необходимо сделать на муниципальном уровне?

Прежде всего предусмотреть в бюджете расходы на закупку компьютерного оборудования, приобретение необходимой аппаратно-программной базы, достаточной для полноценного использования сети Интернет, на подключение к сети Интернет общеобразовательных учреждений.

Напоминаю, что важнейшим критерием выбора приоритетности по количеству подключаемых школ является софинансирование региона в рамках реализации проекта.

Кроме того, необходимо выделить средства тем учреждениям образования, которые могут быть участниками конкурса, так как это инновационные, интересно работающие общеобразовательные школы, но сегодня не соответствуют критериям отбора, потому что не открыт сайт, нет выхода в Интернет, не созданы безопасные условия. Эти школы нуждаются в финансовой поддержке срочно, так как с 01.02.2006 г. начнется прием документов на конкурс.

Наконец, в бюджете 2006 года должны быть заложены средства на поддержку лидеров - педагогов, талантливых учащихся. Надо помнить, что ассигнования, выделенные из федерального бюджета, дополняют плановое финансирование, но не компенсируют его.

Второе, вы должны создать структуры, которые обеспечат успешное продвижение проекта на местах, это прежде всего Совет по реализации приоритетного национального проекта и организационная группа, осуществляющая техническое сопровождение.

Третье, без качественного планирования и определения четкого регламента взаимодействия всех участников проекта, успеха не будет. В каждой территории должны быть разработаны сетевые графики реализации проектов с указанием даты исполнения и исполнителя на основании графика, разработанного департаментом образования.

Результатом нашей общей работы станет прорыв в ресурсном обеспечении школ, активное использование современных образовательных технологий, направленных на формирование у детей качеств, соответствующих современному уровню развития науки и техники; важнейшая функция школы - воспитание -получит дальнейший толчок к развитию.

Выделятся лидеры педагогического образования, их достижения станут достоянием всего образования. Таким образом, приоритетный национальный проект «Образование» - важнейший механизм, способный кардинально улучшить условия развития образования.