НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРИОРИТЕТНЫЙ ПРОЕКТ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ   

Вернуться к списку материалов раздела

Обоснование общих подходов
по внедрению в образовательные учреждения современных образовательных технологий и дистанционных программ обучения,
а также по подключению общеобразовательных школ к сети Интернет
приоритетного национального проекта «Образование» по направлению «Информатизация»

 

1. Закупка электронных образовательных ресурсов

 

объем финансирования: 2006 год – 150 млн. руб., 2007 год – 150 млн. руб.

 

1.1. Обоснование подхода

 

В настоящее время одной из основных целей развития системы образования в Российской Федерации является повышение качества образования, в том числе за счет активного внедрения информационных и коммуникационных технологий в образовательный процесс. В соответствии с приоритетными направлениями информатизации системы образования одной из основных задач является создание электронных образовательных ресурсов (ЭОР).

Текущий этап развития направления «электронные образовательные ресурсы» характеризуется необходимостью обеспечения унификации ЭОР, в том числе:
унифицированное взаимодействие пользователя (педагога/учащегося) с ЭОР, с тем, чтобы изучение различных пользовательских интерфейсов не становилось препятствием к изучению собственно предметной области;
унификация архитектуры ЭОР для обеспечения их независимости от среды хранения, способов доставки и мест функционирования, без которой невозможно эффективное использование современных мультимедийных сетевых ЭОР;
выработка единой политики и разработка отраслевых унифицированных требований и спецификаций, согласованных с международными стандартами в данной области, что обеспечит свободное использование зарубежных электронных образовательных ресурсов; качественного и количественного прорыва в области развития ЭОР и обеспечения свободного к ним доступа, в том числе через сеть Интернет.

Для общего образования принципиальным является высокий уровень мультимедийности ЭОР. При сетевом распространении это требует качественно новой архитектуры ресурса.

Сетевые мультимедиа ЭОР позволяют также достигнуть функциональной полноты дистанционного профессионального и послевузовского образования, решая проблему реализации практических занятий и интерактивной аттестации на предметной базе для удаленных пользователей.

Централизованное хранение и предоставление доступа к электронным образовательным ресурсам должно быть обеспечено за счет создания Федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР), являющегося интегрированным информационным хранилищем ЭОР нового поколения, и соответствующих инструментальных средств, доступных всем участникам образовательного процесса.

Необходимо учесть, что создание ЭОР нового поколения по дисциплинам общего образования предусмотрено как в рамках национального проекта «Образование», так и Федеральной целевой программой развития образования (ФЦПРО). Сетевые мультимедиа образовательные ресурсы будут создаваться по дисциплинам естественнонаучного и гуманитарного циклов.

Параллельно в рамках проекта «Информатизация системы образования» будут разработаны электронные издания на CD-ROM, дополняющие традиционные учебники, и коллекции иллюстраций, расширяющие возможности учителя при проведении классно-урочных занятий, а также инновационные учебно-методические комплексы (ИУМК) для системы общего образования и информационные источники сложной структуры (ЦОР, поддерживающие деятельность учителя и ученика по конкретным темам, модулям, специализированные энциклопедии, определители и проч.) для общеобразовательных учреждений и ИУМК для наиболее приоритетных специальностей учреждений НПО.
Кроме этого, в рамках проекта ИСО предлагается создание и запуск единой национальной образовательной коллекции объемом не менее 75 000 цифровых образовательных ресурсов. Общий объем разработок превышает 390 млн. рублей.

В совокупности все полученные результаты полностью обеспечат содержательную основу информатизации общего образования в целях кардинального повышения его доступности и качества.

 

1.2. Система мероприятий

 

В рамках реализации проекта предусматривается создание базового комплекта электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по шести ключевым дисциплинам среднего (полного) общего образования, которые будут определены Минобрнауки России, исходя из приоритетов развития системы образования. Разрабатываемые на основе открытых модульных мультимедиа систем (ОМС), ЭОР нового поколения позволят обеспечить электронными учебными материалами все составляющие учебного процесса: получение информации, практические занятия, аттестацию; возможность самостоятельного формирования педагогами индивидуальных образовательных траекторий обучаемых и авторских учебных курсов, что повысит их заинтересованность в использовании ЭОР и совершенствовании педагогических технологий.

В первый год реализации проекта предполагается создание минимально необходимого комплекта учебных модулей по указанным дисциплинам общего образования с учетом продолжительности их изучения. По каждой учебной теме в рамках дисциплины будут созданы три учебных модуля: для получения информации, проведения практического занятия и аттестации.

Однако для обеспечения возможностей построения индивидуальной образовательной траектории учащегося и авторского учебного курса преподавателя необходима вариативность представления информации, содержания практических занятий и аттестации.

Поэтому второй год реализации проекта будет посвящен разработке вариативов учебных модулей (не менее пяти по каждой учебной теме в соответствии с программой изучения дисциплины). Вариативы учебных материалов особенно актуальны для учащихся с ограниченными возможностями, а также для профильной старшей школы, значительно дифференцирующей глубину изучения профильных и элективных курсов.

В результате двухлетней работы будут созданы полноценные открытые образовательные модульные мультимедиа системы, соответствующие федеральным стандартам.
Важно отметить, что в результате выполнения данного проекта будет сформирован федеральный стандарт качества и разработаны пилотные образцы ЭОР нового поколения.

Полученные результаты станут образцом для развития контент-индустрии в регионах, которые смогут дополнять отдельными модулями и расширять новыми учебными разделами существующие федеральные ресурсы, создавать новые ОМС общефедерального доступа или разрабатывать региональные ресурсы, полностью совместимые с федеральными.


1.3. Способ размещения заказа

 

Проведение конкурсов по разработке учебных модулей на основе применения электронных мультимедийных технологий на региональном уровне не позволит обеспечить технологическую унификацию ЭОР, их соответствие отечественным и международным спецификациям по стандартизации приведет к возникновению различных пользовательских интерфейсов.

Только централизованное размещение государственного заказа Федеральным агентством по образованию позволит обеспечить единый подход к разработке ЭОР нового поколения и их использованию для повышения эффективности и качества образования на базе современных информационных и коммуникационных технологий.
Проведение конкурсных процедур будет организовано в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Вместе с тем работы по направлению «закупка электронных образовательных ресурсов», с одной стороны, предполагается осуществлять в течение двух лет, с другой – работы второго года являются дополнением к работам первого года. Учитывая изложенное, целесообразно обеспечить выбор организации для выполнения работ на весь период реализации проекта.

 

2. Закупка компьютерного оборудования для учреждений общего образования

 

объем финансирования:
2006 год – 750 млн. руб., 2007 год – 750 млн. руб.

 

2.1. Общие положения

 

Оснащение общеобразовательных учреждений средствами информатизации (компьютерной техникой) является необходимой технологической предпосылкой для внедрения современных технологий обучения. В рамках реализации мероприятий ФЦП РЕОИС были оснащены компьютерной техникой сельские и поселковые школы, а также около половины городских школ и практически столько же учреждений начального профессионального образования. В рамках программы оснащены компьютерными классами все школы-интернаты для детей-сирот, городские и сельские школьные библиотеки.

В 2005 году за счет средств федерального бюджета осуществляется поставка 1470 компьютерных классов в городские и поселковые школы Российской Федерации.

 

2.2. Система мероприятий

 

Распределение количества комплектов компьютерной техники, закупаемой для оснащения школ России и объемов финансирования расходов для каждого региона, будет определяться исходя из оснащенности общеобразовательных учреждений региона компьютерной техникой (количество обучающихся на 1 компьютер). При расчете данного показателя необходимо учитывать объемы поставок компьютерной техники, осуществленных в 2003-2005 годах в рамках ФЦП «РЕОИС» и региональных программ информатизации, поскольку аппаратно-программные средства, поставленные в школы Российской Федерации в 2001-2002 годах, к настоящему моменту морально и технологически устарели.

В целях обеспечения закупки компьютерной техники, соответствующей современному уровню, на федеральном уровне будут сформированы и утверждены минимальные технические требования к пользовательским характеристикам программно-аппаратных средств и периферийному оборудованию, исходя из условий их использования в образовательном процессе, а также к условиям гарантийного и сервисного обслуживания.

 

3. Способ размещения заказа

 

Федеральным законом от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» с 1 января 2005 г. изменена редакция статьи 85 Бюджетного кодекса, и в частности исключены положения о возможности финансирования из федерального бюджета закупок продукции (товаров, работ, услуг) для учреждений, находящихся в ведении субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В связи с этим в 2006-2007 годах не планируется проводить централизованных закупок компьютерного оборудования на федеральном уровне за счет средств федерального бюджета, а предполагается перечислить финансовые средства в регионы в виде субсидий (субвенций) для самостоятельных закупок регионами средств информатизации.

В результате предполагается, что конкурсы на размещение заказов будут осуществлены на уровне субъектов Российской Федерации. Закупка компьютерной техники будет осуществляться в соответствии с разработанными Рособразованием типовыми техническими требованиями и спецификациями на закупку компьютерной техники для образовательных учреждений, которые должны быть утверждены решением межведомственного координационного Совета по информатизации системы образования.

Одновременно в целях обеспечения контроля за расходованием бюджетных средств предполагается на федеральном уровне выбрать технического оператора, основными функциями которого будут экспертиза технических требований и спецификаций на закупаемое оборудование, обеспечение контроля за проведением конкурсов и осуществлением поставок.

Рособразование определяет правила использования средств, возникших в результате экономии по результатам проведения конкурсов по закупке компьютерного оборудования для образовательных учреждений.

Предоставления Федеральным агентством по образованию субсидий из средств федерального бюджета будет регулироваться положениями заключаемых с региональными органами управления образованием соглашений о предоставлении субсидий (приложение 1).

 

3. Проведение работ по подключению общеобразовательных школ к сети Интернет

объем финансирования:
2006 год – 600 млн. руб., 2007 год – 600 млн. руб.

 

3.1. Обоснование подхода и этапы подключения школ

 

В ходе реализации мероприятий ФЦП РЕОИС в 2003 году установлено 7648 абонентских приемных спутниковых станций в школах 63 субъектов Российской Федерации (в том числе 5044 – в Центральном и Северо-Западном федеральных округах, 1038 – в Уральском федеральном округе, 1566 – в Сибирском федеральном округе). В 2004 году осуществлено подключение 7804 (4076 городских и 3728 сельских) школ в 24 субъектах Российской Федерации к сети Интернет. В 2005 году планируется установить приемные спутниковые станции в регионах Дальневосточного федерального округа (410 станций), а также 248 приемо-передающих станций по проекту «Развитие транспортной инфраструктуры системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам». Около 50 школ были подключены к сети Интернет как Межрайонные методические центры (ММЦ) в рамках проекта «Информатизации системы образования» (ИСО), всего около 8170 школ из 62 174 школ в Российской Федерации.

В соответствии с мероприятиями национального проекта «Образование» планируется обеспечить подключение к сети Интернет 20 000 школ. При этом в 2006-2007 годах выбор школ, подключаемых к сети Интернет, необходимо проводить с учетом школ подключенных ранее. Около 15 000 школ находится в отдаленных труднодоступных местах, и с учетом имеющихся на сегодняшний день технологий доступа к сети Интернет подключение таких школ в ближайшие 2-3 года является экономически нецелесообразным. Необходимо учесть, что большинство этих школ будет получать информацию в режиме вещания на период до соответствующего развития новых технологий подключения к сети Интернет (ориентировочно 2008-2010 годы), так как в них были установлены приемные спутниковые станции в рамках проектов «Развитие системы удаленного доступа школ Российской Федерации к информационным образовательным ресурсам» и «Развитие сервисов системы удаленного доступа школ к информационным образовательным ресурсам». Таким образом, для реализации задач национального проекта «Образование» при выборе объектов подключения необходимо в первую очередь сконцентрироваться на подключении 39 000 школ, не имеющих доступа к сети Интернет, расположенных по всей территории Российской Федерации, и провести соответствующий анализ технических возможностей подключения их к сети Интернет в 2006-2007 годах.

По итогам проведенного анализа подключение школ к сети Интернет целесообразно провести равномерно по всей территории Российской Федерации в два этапа (2006 и 2007 годы), исходя из ежегодно выделяемого объема финансирования. При этом за счет средств федерального бюджета за два года (объем финансирования – 1,2 млрд. рублей) будет подключено не менее 20 000 школ.

При подключении школ в субъектах Российской Федерации в качестве одного из критериев выбора приоритетности по количеству подключаемых школ необходимо учесть возможность региона по софинансированию в рамках реализации данного проекта.

Одним из обязательных критериев отбора школ, подключаемых к сети Интернет в 2006-2007 годах, должно стать наличие необходимой аппаратно-программной базы, достаточной для полноценного использования сети Интернет в образовательном учреждении.


3.2. Технологии и организация подключений школ России к сети Интернет

 

В качестве базовых технологий планируется использовать:


3.3. Основные шаги для реализации проекта

 

Для успешной реализации проекта необходимо выполнить следующую последовательность действий:

Для координации работ по реализации проекта целесообразно определить организацию, осуществляющую общий надзор за техническими решениями по подключению школ к сети Интернет, экспертизу предлагаемых проектов по способам подключения, разработку типовых технических решений по подключению школ, согласование рабочих проектов.

Провести оценку возможности использования спутникового сегмента и организации асинхронных каналов доступа к Интернет для удаленных территорий со слаборазвитой инфраструктурой; Определить организации, обеспечивающие подключение школ к сети Интернет.


3.4. Способ размещения заказа

 

Проведение конкурсных процедур будет организовано Федеральным агентством по образованию в соответствии с положениями Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В рамках конкурсных процедур будут отобраны базовые провайдеры телекоммуникационных услуг.

Заместитель директора
Департамента государственной
политики в образовании
Ф.Ф. Дудырев